РОДОМ ИЗ АСТРАХАНИ

Рассказывает Алексей Зимин:

Детская хореографическая студия «Волжский сувенир» действует с 2018 года. Идеей для названия коллектива послужила первая композиция, разученная с детьми – «Русский сувенир». Озорная, необычайно красочная  музыка подвигла к аналогиям: а поскольку мы живём на берегу Волги, то тема сувенира, памятного дара связалась в сознании с её именем. Так и родилось название ансамбля – «Волжский сувенир».

Несмотря на юный возраст нашей студии, участвуем в конкурсах, фестивалях регионального, российского, международного значения. Приятно, что жюри, присудив нам гран-при, отмечает не только успехи технического характера: синхронность движения, чистоту и точность исполнения и т.д., но и профессиональную направленность представляемых работ. Присуждали нам и призы зрительских симпатий, как скажем, на последнем конкурсе, который проводил Каспийский трубопроводный консорциум и на котором мы стали лауреатами. Оценка от зрителей нам особенно дорога: значит, мы сделали что-то такое, что зацепило, запомнилось, впечатлило.

При постановке номера в первую очередь стоит задача сделать яркую интересную работу. Импульсом, конечно, служит музыка, она имеет первостепенную важность. Тот заряд, энергетика, настроение, что в ней зашифрованы, я, как постановщик, и дети, как исполнители, должны раскрыть и суметь отдать зрителю. Как я считаю, дети должны нести радость и заряжать зрителя положительными эмоциями. Когда постановщики в детских коллективах пытаются какую-то философию продвинуть, как мне кажется, такой подход не совсем верный. Естественнее раскрывать детскую устремлённость к жизни, эмоции радости, света.

Что касается профессионального аспекта в работе с детьми, скажу, что в этом направлении мы стремимся к наиболее лучшим результатам. Студия «Волжский сувенир» действует при Астраханском государственном ансамбле песни и танца и такой статус обязывает. Мы должны каждый раз демонстрировать высокий уровень. Мы растим кадры, как для Ансамбля, так и для других профессиональных хореографических коллективов. Конечно, не все пойдут по хореографической стезе, но тому, кто изберёт такой путь, будет легко. 

Возвращаясь к теме эмоциональной составляющей хореографических композиций ещё скажу, что общий настрой в детской постановке важнее сюжетной линии, хотя её присутствие позволяет детям понимать что и для чего происходит. Основной образ, который предстоит воплощать и  раскрывать должен быть заложен в музыке. Ещё нет танца, а музыка должна подсказывать что делать, какие движения, она должна нести всю необходимую информацию. У детей правильное восприятие – сердцем и душой. Мне повезло, потому что я опираюсь на музыкальный материал, который имеется в распоряжении ансамбля: интересные, выразительные композиции, в основе которых национальные темы. Дети мгновенно улавливают самое важное в музыке и их не обманешь. Бывает так, что звучит музыка, дети импровизируют, придумывают движения. Конечно, они используют то, что они знают.  Я наблюдаю за ними. Постановщик должен быть наблюдательным, это профессиональная необходимость. Выстраивая танец, нужно помнить, что танец должен быть удобным, развиваться естественно. Если будет неудобно, начнутся ошибки. Взрослый артист напряжётся и преодолеет трудности, но работая с детьми, следует угадывать, искать единственно верный рисунок танца. В этом суть успеха.

Как я уже говорил, одна из задач, которую ставим, занимаясь с ребятами, создать для них возможность дальнейшего развития в хореографии. И, конечно, не секрет – чем раньше начинаешь заниматься танцами, тем больше шансов быть успешным в области хореографии. К нам приходят детки совсем маленькие: четырёх, пяти лет, берём всех. Отсев происходит естественным образом.

С маленькими вести занятия очень сложно. С ними занимается Анастасия Зимина – ведущий мастер сцены, артистка ансамбля. Ей приходится решать сложнейшие задачи, проявлять огромное терпение. Нужно втянуть в дело ребёночка, развить интерес к танцу, а детям тяжело, красивые движения достаются через боль, напряжение, неудобства. В самом начале пути дети ещё не понимают, зачем им нужно всё это делать, терпеть. Они и плачут, и к маме хотят. На этом этапе, конечно, многое зависит от родителей. Результат, как правило, может быть виден только через много месяцев занятий. И наступает такой момент, когда дети начинают спрашивать: «а почему у  нас сегодня танцев нет», хотя их просто нет по расписанию. И это значит, что получилось вызвать интерес к занятиям, к танцам. У Анастасии очень хорошо получается работать с малышами. Это очень ответственный участок работы, требующий знания детской психологии. Необходимо кропотливо, терпеливо, осторожно вести деток по пути, закладывать правильную базу, основу будущей профессиональной успешности.

На занятиях мы обучаем детей владеть телом, изучаем биомеханику человеческого тела: как работают мышцы, как грамотно делать прыжки, повороты, вращения и т.д. Кроме того, ребята на занятиях народной хореографией слышат народную музыку, понятную и близкую им, музыку, в которой присутствует культурный код нации.

Радостно, если удалось увлечь детей танцами. Вот, к примеру, одна из выпускниц «Волжского сувенира» сейчас обучается в Волгоградском институте искусств и культуре. Другая – поступила в Астраханский колледж культуры и искусств. Даже если дети пойдут по другому жизненному пути, я уверен, они будут приходить на концерты Ансамбля, будут приводить своих детей в студию на занятия, рассказывать им, что когда-то выступали вместе со взрослыми артистами. Из таких впечатлений, ярких, наполненных праздником, общением, волнением и радостью, и складывается жизнь. А потом ещё и внукам расскажут. Так и формируются традиции. Ведь что такое традиции? Дороги, проверенные временем многими поколениями. Если дед ходил этой дорогой, прадед ходил, прапрадед, значит она правильная, удобная. Значит, путь по ней будет во благо.

Выступления в концертных программах, особенно на больших сценах, для детей всегда праздник. И если в предыдущих событиях выступления «Волжского сувенира» воспринимались как изюминка, то в этот раз в программе «Родина моя – Россия» ситуация была иной. Участвовало несколько детских хореографических коллективов, а, значит, присутствовал соревновательный момент. Кроме того, ребятишки общались, знакомились за кулисами, наблюдали друг за другом, показывали друг другу кто что умеет. Дети сдружились. Особенной для всех юных, да и взрослых тоже участников концерта, стала хореографическая композиция «Астраханская сюита», соединившая творческие энергии – воспитанников и мастеров. В детских коллективах, принимавших участие в концерте, преподают наши артисты. Они заранее готовили детей, объясняли, настраивали. На момент сводных репетиций дети уже понимали что нужно делать.

«Волжский сувенир» растёт, развивается, преодолевает трудности. В дальнейшем планируем постановку танцев народностей, проживающих на Астраханской земле: казахский, калмыцкий, татарский и так далее. Без этого никуда. Дети должны понимать, знать культуру малой родины. Знать что общего, в чём различия национальных культур и именно через искусство это проще всего сделать, не нужно лишних слов. Тогда, на почве этих знаний прорастает уважение, дружба.  Впрочем, детский коллектив не обременён какими-то рамками, поэтому в планах в целях расширения кругозора – постановка танцев народов мира, будем знакомиться с особенностями китайской, индийской, испанской хореографии. Двери детской студии всегда открыты. Рады всем, кому интересен народный танец, культура наших предков, всем, кто заинтересован в развитии детей, в гармоничном воспитании их души.

Конечно, любой хореографический коллектив не может существовать без материальной базы. В основном, костюмы изготавливаются за счёт родителей. Особые слова признательности и благодарности хочется высказать в адрес Ольги Греховой – давнего большого друга Ансамбля, бывшей ученицы художественного руководителя Астраханского государственного ансамбля песни и танца заслуженного работника культуры РФ Александра Лавриненко. Она оказывала и оказывает нам помощь.

Ольга живёт в Германии, следит за  судьбой большого и маленького ансамблей. Недавно пришли посылки из Германии с детскими костюмами, за что ей огромное спасибо! Ольга переживает за нас, помогает нам, радуется нашим успехам, победам. Благодаря её усилиям в Германии много поклонников творчества нашего коллектива, как среди соотечественников, так и среди немцев. Технологии сегодняшнего дня позволяют стать зрителем концертов Ансамбля.  Но верю, пройдёт немного времени и мы обязательно встретимся с зарубежным зрителем в обычных  концертных залах.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Пролистать наверх