В КРУГУ ДРУЗЕЙ

Встречи друзей обязательно завершаются общей фотографией на память. Так было и 1-го  февраля 2022 года после совместного  концерта двух прославленных коллективов – Астраханского государственного ансамбля песни и танца и государственного казачьего ансамбль песни и танца «Ставрополье»  на сцене Астраханского государственного театра оперы и балета. Пройдёт время и участники вчерашнего события непременно захотят вспомнить, как всё было. На фотографии запечатлены мгновения только-только пережитых эмоций – радости, волнения, азарта. Ощущение большого праздника рождает и многоцветье русских, казачьих костюмов, цветы благодарных зрителей. Постороннему трудно будет понять, кто из какого коллектива. Все вперемешку, в несколько рядов, очень близко друг к другу, как на старых фотографиях. Если попытаться слово «дружба» представить визуально, то этот снимок лучший вариант. Как говорится: «вместо тысячи слов».

Первое отделение концерта на сцене блистал Государственный казачий ансамбль песни и танца «Ставрополье». Коллектив в 2021 году отметил сорокалетний юбилей большим творческим отчётом и лучшие его фрагменты привёз в Астрахань. Выступление гостей началось с легендарной хореографической композиции «Степь ковыльная». Как отмечается в прессе, «она был создана Анатолием Павловичем Брунилиным – первым директором и худруком коллектива». Первое что отмечает глаз – костюмы цвета ставропольских ковыльных степей. И как тут не вспомнить описание степи А.П. Чеховым: «…во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей». С первых минут чётко прослеживается казачья тема – воля и удаль в каждом движении мужчин, грация и смелость  в каждом жесте женщин.

За украинским названием «Пилипп с конопель» скрывается история, уводящая в глубь веков, во времена, когда от неприятеля прятались в конопле. Заросли растения в силу его свойств служили надёжным укрытием и только недальновидный человек мог покинуть такое надёжное убежище. Герой шутливой хореографической миниатюры пытается понять – кто же всё-таки из девушек привлекательнее и, судя по всему, как и исторические прототипы, попадает в неловкие ситуации и остаётся ни с чем.

А сколько юмора, озорства, бесценных деталей, отражающих отношения в казачьей общине, в сложной вокально-хореографической композиции «Дед»! Как отмечено в публикации о коллективе, это произведение было восстановлено благодаря старым архивным записям, из репертуара двадцатилетней давности.

В женском лирическом хореографическом высказывании «Троицкий венок» использовались венки, ленты, отсылая зрителя к обрядам и  символам славянской истории.

Покорил публику и оркестр «Ставрополья» под руководством заслуженного артиста России Вадима Абрамова. Безупречно исполненные две инструментальные композиции лирическая «Калина красная» (соло на балалайке – Дмитрий Верещак) и огненная «Калинка» побудили зрителей к овациям. В музыкальных обработках народных мелодий, сделанных Вадимом Абрамовым, искусно учтена не только необходимость выполнения задач сопровождения хореографических композиций, но и точно переданы стилистические особенности, эмоционально-образное содержание первоисточников.

Думается, что с особым интересом зрители ожидали «Казачий пляс», в котором мужская часть балета продемонстрировала искусство фланкировки – владения  шашками. Сложнейшие элементы выполнялись   с необыкновенной лёгкостью, а искры, возникавшие от ударов шашек, были самые настоящие.

Каждый номер программы гостей, в том числе «Свадебные музыканты», «Песня казачки» (солистки – Мария Пушкова, Ольга Михайлова), «Танец с бубнами», «Казачьи утехи» заслуживали слов восхищения, что и происходило на деле: возгласы «браво» не смолкали.

Постановку «Троицкого венка» и «Танца с бубнами» осуществлял Заслуженный артист России, лауреат премии Правительства России художественный руководитель «Ставрополья» Александр Стяжкин. Он возглавил коллектив на гастролях, был рядом с подопечными, проводил репетицию перед концертом, волновался, переживал.

Астраханский государственный ансамбль песни и танца с первых минут второго отделения концерта захватил внимание зрителей и увлёк  в зимнюю сказку. Мчащаяся по просторам России тройка околдовывала многих. Кто из ныне живущих, а особенно из молодёжи, может похвастаться катанием на тройке? Редко встретишь такого счастливца. Так как же попасть в мир, где царит радость от скорости мчащихся коней, звона бубенцов, морозного воздуха, скрипящего под санями снега, россыпи цветов на павлопосадских платках красавиц? По воле молодых мастеров сцены, «играющих» преображённые авторским творчеством русские песни о зиме («Эх, зима», «Эх, вы сани»), это чудо с лёгкостью происходит. Очаровывают и воздушные, кружевные, узорчатые костюмы, решённые в снежно-синей цветовой гамме в стиле «гжель». Праздничные гуляния молодёжи на морозном воздухе в прошлом – это время для знакомств, взглядов украдкой, первых поцелуев. Чудные, пленительные образы влюблённых девушек, женщин, темпераментных и нежных, открытых, озорных создали Александра Куранова в песне «Ой, зимушка»  и Елена Марченко в песне «Зима-зима».

Зимняя лирическая линия нашла продолжение в хороводе «Зимняя фантазия», исполненном идеально слаженно балетом Ансамбля. Казалось бы, нет никаких трюков, прыжков, акробатических экзерсисов, но хореографические хитросплетения, несомненно, навеянные образами русской природы, узорами кружевниц и резчиков по дереву, буквально завораживают. Сколько красоты, неподдельной душевности, нежности, мягкой силы таится в каждом движении артистов!

Зима – это ещё и святочные вечера, а, значит, и пение колядок. Тихие вечера, вглядывающиеся с надеждой в будущее молодые девушки, ожидания, мечты. Во время звучания колядок время останавливается и дарит волшебную возможность каждому настроить судьбу сообразно желаниям. Хор Ансамбля, в полной мере, создал эту волшебную иллюзию: зал в тихой кульминации концерта – в  минуты звучания колядок, замирал. Неслучайно та же колядка «Щедрик» получила всепланетную популярность. Верится, что молодые люди, подростки, присутствовавшие в зале, вполне возможно впервые слышавшие «о святых и щедрых вечерах» непременно захотят узнать, какие смыслы скрываются за древними словами и мелодиями. Драматургически «колядочная» линия была выстроена от исполняемого почти на пианиссимо «Щедрика» до громкогласного «Доброго вечера», сопровождаемого танцем под мотивы украинской музыки (хореография Людмилы Сюрсиной).

В песенно-хоровую часть программы Астраханского государственного ансамбля песни и танца органично вплетены как мелодии дохристианских, языческих времён, так и авторские песни, в том числе советского периода, памятные публике (попурри из новогодних песен, «Сапожки русские», солистка — Екатерина Четверухина). Обработки и колядок, и ряда авторских песен, в том числе вошедших в новогоднее попурри, были сделаны главным хормейстером Мариной Заводовой.

«У меня большая коллекция колядок, собирала я её ещё, будучи регентом Архиерейского хора. Всегда есть желание познакомить слушателей с максимально возможным количеством ярких, интересных, красочных мелодий, в связи с чем возникла идея делать попурри. В попурри из колядок вошли старинные русские, украинские, авторские, в том числе такие известные, как «Ночь тиха» Ф. Грубера, «Щедрик» Н. Леонтовича. Обработка музыкального материала, выстраивание его в некую картину, развивающуюся по своим законам, – захватывающее творчество. Необходимо было продумать, выстроить тональный план, определить, как образы будут следовать друг за другом. Слушатель не должен ощущать «швов», но воспринимать попурри как целостную картину. Подобные задачи я решала и при работе над попурри из новогодних песен», – отметила Марина Заводова.

Приметы настоящей зимы – молодецкие игры, демонстрирующие силу, отвагу, удаль. Всё это нашло воплощение в хореографической композиции «Зимушка-зима». И снова мелькает образ тройки, мчащейся по заснеженным просторам. Сколько поэтических строк ей посвящено! Знаменитые слова Н.В.  Гоголя тоже о ней: «Эх, тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться!…».

Венчали концерт  картины ярмарки с огненными цыганскими плясками и Масленица –  праздник обновления,  с блинами, кулачными боями, играми в снежки, прыгалками, встречами девушек и юношей. По словам, главного балетмейстера Алексея Зимина, «праздники в старые времена были шумными, богатыми на события и чувства. В состязаниях в силе, ловкости, искусности, выносливости участвовали все: от мала до велика, каждому находилось, в чём проявить свои умения. Ну а «Ярмарка» – это жизнь: кто-то что-то продаёт, кто-то покупает, кто-то обманывает, а кто-то «обманываться рад».

Вечер завершился длительными овациями, цветами, тёплым общением артистов, обсуждением происшедшего, совместными фотографиями «на память».

Поздравляя артистов с состоявшимся концертом, директор-художественный руководитель Астраханского государственного ансамбля песни и танца заслуженный работник культуры РФ Александр Лавриненко отметил: «Дружбе со ставропольскими артистами много лет – со дня основания астраханского коллектива. Ставропольские специалисты на этапе формирования репертуара нашего Ансамбля оказывали большую, действенную помощь, помогали советами. Были рядом с нами много лет. Мы это очень ценим и дорожим сложившимися отношениями,  уже готовимся к встрече на ставропольской земле в апреле».

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Пролистать наверх