ВСТРЕЧА КУЛЬТУР ВОЛГИ И ЕНИСЕЯ СОСТОЯЛАСЬ

Сцена – место, где происходит настоящее волшебство. Время там движется по особым законам. Секунды, минуты могут казаться вечностью, и наоборот – временной поток способен ускоряться так, что дух захватывает. По-разному ли зрители и артисты ощущают время? Скорее всего, да.

26 сентября, побывавшим на концерте – встрече Красноярского государственного академического ансамбля танца им. М.С. Годенко и Астраханского государственного ансамбля песни и танца было очевидно, что творческий процесс есть игра со временем.  

На сцене Астраханского государственного театра оперы и балета встретились две культуры – Волги и Енисея. Астраханский государственный ансамбль песни и танца представлял юг России – его поликультурную национальную палитру. Красноярский ансамбль – сибирское творческое наследие.

Точка отсчёта на шкале времени — 17-е столетие: концерт открыли астраханцы хореографической зарисовкой о разинских казаках и наложницах. Воинский дух и женственность, сила и грация, воплощаемые в постановке, не могли не заворожить зрителей, убеждая в вечности существования двух полярных миров и их гармонии.  Казачья тема в концерте прозвучала ещё не раз – как у астраханцев, так и красноярцев со свойственным каждому коллективу колоритом, неизменно вызывая бурную реакцию в зале.

Лирические и шутливые игровые хоровые песни, авторские и народные, в сопровождении оркестра и исполняемые a’capella, разворачивались на сцене в полноценные красочные картины, выстроенные точно драматургически. Зрители следили за сюжетными поворотами песен, буквально затаив дыхание, будучи полностью вовлечёнными в происходящее, не замечая бега времени. Бог знает, имели ли место быть запечатлённые в песнях истории, когда, в каком столетии, но, судя по восторженным возгласам слушателей, они находили отклик в душе и сердце.

Балет Астраханского Ансамбля искусно раскрыл вплетённые в неповторимые узоры национальных танцев эмоции и чувства, близкие и понятные любому поколению. В любой из хореографических композиций, будь то казахский, калмыцкий танцы или русская знаменитая «Камаринская», забавные, озорные «Матрёшки», без труда обнаруживается игра мужского и женского начал.

Украшением концерта с полным правом можно назвать исполнение лауреатом международных конкурсов Дмитрием Соловьёвым и оркестром «Цыганской рапсодии». Виртуозно, азартно управляя временем, спрятанным в ритме цыганских напевов, в мельчайших подробностях передавая замысел автора, солист просто чародействовал на сцене, заставляя слушателей поверить в магию цыганской культуры.

Во втором отделении концерта на сцене театра оперы и балета царили гости из Красноярска, покоряя зрителей идеальной ансамблевой слаженностью, огненным темпом, высокотехничными трюками, масштабностью представленных хореографических картин.

Сибирь, суровый и прекрасный край, предстал перед астраханскими зрителями в хореографических композициях современных постановщиков и основателя Ансамбля – Михаила Семёновича Годенко, сумевшего создать свой собственный стиль. Чудные жанровые зарисовки «На скамейке», «Зацвела сирень-черёмуха», Танец с ложками и берестой и другие были выстроены как маленькие спектакли с прописанными интригами, жестами, легко угадываемыми особенностями характеров героев.

В хореографической сюите «Сибирь моя», в казачьем плясе «Красный яр» транслируя могущество и сумасшедшую энергию артисты словно состязались со временем, пытаясь его опередить.

В композиции «У колодца» красноярские белокурые красавицы покорили публику изяществом, одухотворённой нежностью и скользящим шагом. Казалось, что танцовщицы передвигались по сцене каким-то непостижимым образом, демонстрируя древнее забытое искусство носить вёдра на коромысле, которым владела любая русская женщина. Чтобы не расплескать воду и не облиться, женщинам приходилось передвигаться именно таким семенящим шагом. А вёдра должны были быть полными, иначе прослывёшь плохой хозяйкой. А сколько ещё информации о русской культуре зашифровано в хороводной композиции – символе вселенского лада и вечности!

Сюжетная шуточная постановка «На птичьем дворе» вызвала в зале не только бурные аплодисменты, но и рассмешила. Разве могли хоть кого-то оставить равнодушными озорство и азарт исполнителей, выразительные, колоритные костюмы, занимательные подробности фабулы. Можно предположить, что ещё долго после концерта зрители обсуждали событийный ряд этого экспрессивного танца.  

Красноярцы привезли в Астрахань лучшее из своего репертуара – хореографические композиции, с которыми выступали на самых престижных площадках мира. Зрители более 70 стран встречали Ансамбль Сибири овациями. Волга и Енисей находятся друг от друга на расстоянии тысячи километров, но, кажется, в этот вечер всё,что было рождено на берегах этих мощных рек, воспринималось каждым как родное и близкое, всегда бывшее.

По словам А.М. Лавриненко, «практика совместных концертов (а за прошедший год – это уже третий совместный концерт) направлена на формирование единого культурного пространства, является живительным импульсом для творчества, способствует обмену идеями, замыслами. В следующем году мы планируем подобный совместный концерт представить уже в Красноярске.  Так что сложившиеся творческие и дружеские отношения будут иметь продолжение».

Фотографии Анатолия Деникина

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Пролистать наверх