РОДИНЕ, РОССИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ…

«Ширь полей хмельных, даль дорог степных, запах горьких трав, тишина дубрав…» Дорогие образы, знакомые с детства каждому, кто родился в России. Душа и сердце не могут не откликнуться на них: сокрытые в них гармония, подлинная красота, свобода дарят надежду на будущее. Тексты песен, мелодий, хореографических образов, представленные Астраханским государственным ансамблем песни и танца на сцене театра оперы и балета 30 ноября, пронизаны любовью к родной земле. Концертная программа так и называлась: «Родина моя – Россия».  

Музыкально-хореографическое послание молодых и юных артистов было адресовано, прежде всего, молодым слушателям, тем, кто стремится осознать что есть истина. Треть зала составляла молодёжь, пришедшая на концерт по «Пушкинской карте».

Идея концерта – соединить в одном сценическом пространстве мастеров и юных артистов в диалоге, в сотворчестве, формируя общую образную картину, передать тем, кто придёт на смену, сокровенные знания, что называется, из рук в руки. Знания и чувства о мире, о родине, о воинской доблести предков и ещё тысячи важнейших невидимых невооружённому глазу подробностей профессионального свойства. Следует отметить, что возможность продемонстрировать свои таланты была представлена солистам и коллективам, в которых преподают артисты Ансамбля. Солировали: Александра Куницкая (преподаватель – Елена Марченко), Альбина Умералиева, солистка ансамбля «Бахэтле» (преподаватель – Александра Куранова). Успехи в освоении хореографического искусства в постижении сути национальных танцев показывали  помимо детской студии «Волжский сувенир» (художественный руководитель – Алексей Зимин), действующей при ансамбле, воспитанники образцовой национальной студии «Нур» (руководитель – Рубин Яваев), детской хореографической школы «Виктория» с. Началово (преподаватель – Азат Сахипов), ансамбля народного танца «Мирас» (руководитель – Раиль Измайлов, преподаватели – Ларина Анастасия, Яваева Татьяна). Восхищение и восторг юных участников концерта не передать словами: впервые выйти на столь большую сцену, прославленную не только в регионе, но и за рубежом – такое случается нечасто, а для кого-то из них это событие станет ключевым в выборе тропы судьбы.

На артистов Ансамбля в этот раз была возложена двойная ответственность: занимаясь своим делом, они должны были всё время держать во внимании детей, их передвижения по сцене, если надо, аккуратно, иногда только лишь движением глаз, подсказывать что нужно делать потерявшимся от волнения. Строгость педагогов на репетициях во время концерта превращалась в силу и поддержку. В ответ – уважение и беспрекословное подчинение. Иначе и не могло быть: один из законов сцены – почти воинская дисциплина.

Александра Куранова, будучи солисткой («Мать – земля», «Горькая моя Родина») и педагогом юной участницы, сумела создать исключительные по глубине образы. Хрупкая молодая женщина с трепетом и, в тоже время, необыкновенной душевной силой убеждала зал: «будем веровать, будем жить». Елена Марченко, также выступая в роли солистки и педагога, необычайно проникновенно воплотила музыкальные картины («Ой, стога, стога», «Моя Россия»), вызывая в памяти миры, рождённые пером А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана, М. Клодта. Дмитрий Семигласов – его выходы на сцену, его дары залу («Нет без леса России», «Небо над водой»), его открытость, стремление достоверно передать дыхание души России, поведать о «ромашковой вьюге», «небе над водой» вернулись  к артисту горячей волной бурных аплодисментов. Николай Шапаев легко, с юмором, радостью, почти понятно без перевода запечатлел колорит из двух татарских песен: «Оммелгосем» и «Кубеляк». По-партнёрски доверительно, в диалоге, что выражалось в согласованности мельчайших жестов, взглядов, была исполнена песня «Кубяляк» совместно с Умералиевой Альбиной. Великолепно, с озорством, по актёрски обаятельно воплотил остро-характерный образ казака Владимир Воронцев в Прологе оперетты Григория Пономаренко «Старым казачьим способом». Хоровая сцена, открывшая второе отделение концерта, прозвучала мощно, по-оперному.

Хореографические постановки Ансамбля, в том числе впервые представленный Ногайский танец, возобновлённые после долгого перерыва «Закидач – Полесска полька», Татарский танец, основанный на рисунке казанских татар, создали тот вихрь энергии, благодаря которому о таких концертах говорят: «прошёл на одном дыхании». Виртуозно, с азартом, в идеальном ансамбле исполнялись артистами балета сложнейшие рисунки танцев, трюки, прыжки, вращения. Зрители, несомненно, были покорены мастерством всего балета и, разумеется, солистов – Анастасии Зиминой, Евгении Подоплеловой, Ольги Москвиной, Рубина Яваева, Раиля Измайлова, Николая Подоплелова.

Исключительно чутко, ни на мгновение, не нарушая заданный в самом начале темпоритм, оркестровая группа сопровождала происходящее на сцене. Состоящая всего из 12 человек, она звучала как полноценный оркестр. Это объясняется сложностью, насыщенностью партитур, виртуозностью исполнителей, точностью выполнения задач. А задачи чрезвычайно сложные: на протяжении практически двух часов звучащей музыки сохранять включённость в процесс, при сопровождении хоровых эпизодов, соло, хореографических композиций выполнять совершенно разные профессиональные требования.  

Музыкально-хореографическое полотно было создано благодаря командной работе, со-трудничеству художественного руководителя Ансамбля заслуженного работника культуры РФ Александра Лавриненко, главного хормейстера Марины Заводовой, главного балетмейстера Алексея Зимина, руководителя оркестровой группы Елены Мордвиновой. Особенность такого со-творчества – умение находиться на единой волне, понимать соратников с полуслова, с полувзгляда.

По словам Александра Лавриненко: «Трудности сегодняшнего дня вторгаются и в творческую сферу, умаляют веру в завтрашний день. Но вот началась работа над концертной программой, пришли дети, мы увидели их глаза, в них надежду на нас, на то дело, что мы делаем, и настроение в отношении будущего изменилось. А как была важна для артистов поддержка зрителей, их аплодисменты, их комментарии, слова благодарности родителей! Это, безусловно, придало нам всем дополнительной уверенности в значимости нашей деятельности, в приоритете тех государственных задач, что выполняет наш коллектив. Убеждён, будущее России возможно только на основе национального культурного наследия, которое, в том числе, наш Ансамбль сохраняет, преображает и как великую ценность передаёт молодёжи».

Концертная программа «Родина моя – Россия» была создана при поддержке ПАО «Лукойл».

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Пролистать наверх