ПЕСНИ ПОНОМАРЕНКО ПРОДОЛЖАЮТ ЖИТЬ

2-го марта мелодии Григория Пономаренко — композитора, рассказавшего миру о красоте души России,  встретились со слушателями. На сцене театра оперы и балета состоялась премьера концертной программы Астраханского государственного ансамбля песни и танца «Благословляю всё, что было», посвящённой 100-летию со дня рождения  Григория Пономаренко.

         Открыла юбилейный концерт песня «Я лечу над Россией» в проникновенном исполнении Марии Морозовой. Являясь точкой отсчёта всего концерта, определяя его масштаб, эта колоритная картина стала неким меседжем, сообщающем слушателям о значимости личности композитора, смыслах его творчества.  

          Песни «Что было, то было», «А где мне взять такую песню», «Я назову тебя зоренькой», «Подари мне платок», «Снег-снежок», узнаваемые буквально с первых нот и встреченные публикой как старые добрые друзья,  были собраны в единую композицию, задавшую тон настроения.  Мелодии композитора точно, деликатно раскрывают смыслы поэтических строк — размышлений  о любви,  нежности, заботе, следуют динамике, драматургии стихотворения, от чего рождается глубокое ощущение неразделимости слов и музыки. А «Песня об Астрахани», вплетённая в попурри,  напомнила астраханцам, что родной город впервые обрёл звучание именно благодаря Григорию Пономаренко. Впрочем, это не единственная связь композитора с Астраханским краем. Он подарил мелодию и «солнцем коронованным» астраханским тополям. Музыка была написана в селе Никольском на стихи Геннадия Колесникова, чья судьба тесно была связана с Астраханью. Кстати, в Никольском живёт его муза, первая жена композитора, мать его четырёх детей — Оксана Фёдоровна Пономаренко и  сын. Обращение Оксаны Фёдоровны к астраханцам прозвучало во время концерта.

          Наряду со знаменитыми песнями, родившимися в шестидесятые годы на Волге, были представлены и  песни, редко исполняемые, такие как «Приплынь, Алёнушка» (солисты — Александр Говоров, Дмитрий Семигласов), «Ой, как тёщенька добра», последняя является обработкой Григория Пономаренко. Новый песенный материал любезно предоставила директор — художественный руководитель Краснодарской государственной филармонии Вероника Ивановна Журавлёва-Пономаренко из личных архивов. Был исполнен и Пролог из оперетты композитора «Старым казачьим способом», которую вполне можно назвать музыкальным документом советской эпохи. В этом «документе» зафиксированы не только значимые события жизни общества, но и переживания, чувства, эмоции влюблённых, которые, впрочем, понятны  во все времена, вне зависимости от смены эпох.

          Пролог, открывший второе отделение концерта, объединивший помимо хоровых, сольных фрагментов и танцевальные эпизоды, органично продолжил танец «Возвращение казаков».  К слову о танцах. В программу были включены также, привнёсшие озорство, юмор «Кадриль Замьянская», «Калинка», «Станичная», «Яблочко», исполненные блистательно,  с полной отдачей. Последний танец  вписался в блок песен, посвящённых Великой Отечественной войне.

          Композитор прошёл всю войну, будучи музыкантом военного ансамбля, принимая участие в боевых сражениях. Боль от пережитого  отозвалась в песнях. В концерте прозвучали  песни о женской доле в суровые времена («Бабья доля», солистка — Елена Марченко), о памяти, хранимой природой («Фронтовая берёзка», солистка — Александра Куранова), о смыслах, которыми живут защитники Отечества сегодня («Долг солдата»).

          Особую радость публике, без сомнения, доставили воспитанники детской студии «Волжский сувенир», представившие танцы «Русский сувенир» и «Утушка луговая». Юные артисты, несмотря на волнение (всё-таки выступления на большой сцене бывают нечасто), со всей ответственностью и вдохновением воплотили замысел балетмейстера. Музыкальные обработки народных плясовых словно продолжали «беседу» с музыкой Григория Пономаренко, находились с ней в диалоге, ведь основа как песен композитора, так и танцев общая — народная.

Инструментальные прочтения песен Григория Пономаренко «Отговорила роща золотая» (солист — заслуженный работник культуры РФ Александр Лавриненко и «Ивушка» (солист — лауреат международных конкурсов Дмитрий Соловьёв) раскрыли в музыке композитора то, что обычно остаётся между строк и может быть воспринято лишь сердцем. Трепетно и страстно, вдумчиво, с вдохновением звучали балалайка и баян, рассказывая слушателям о едва осознаваемых движениях души.

          Следует отметить, что Григорий Пономаренко всегда внимательно относился к отбору поэтического материала для своих песен. Конечно же, мастер не мог пройти мимо поэзии Сергея Есенина, так любившего Россию, природу, поэзии Александра Блока, также посвятившего стихи России. Кстати, строчка из блоковского стихотворения «Благословляю всё что было» стала названием программы, также в концерте прозвучала блоковская «Гармоника», великолепно исполненная Дмитрием Семигласовым.

          Концертная программа длительностью более двух часов была подготовлена всего за один месяц. Пришлось осваивать новый материал, делать переложения для оркестра, искать образы в очень краткие сроки, но прошедший на одном дыхании концерт, державший публику в напряжении всё время, стал ещё одним подтверждением высочайшего мастерства  коллектива.  Все солисты — Александра Куранова, Елена Марченко, Дмитрий Семигласов, Александр Говоров, Мария Морозова, обладающие индивидуальным сценическим обаянием, сумели создать глубокие убедительные образы, песни в их исполнении прозвучали искренне и сердечно.

          Велась прямая трансляция концерта. Судя по комментариям, премьеру смотрели в Германии, США, Украине и, конечно же, на территории России. Сегодня технологии позволяют  почувствовать себя причастным к событиям, проходящим за тысячи километров. Отрадно, что музыка Григория Пономаренко сегодня, как и десятилетия назад, собирает не только полные залы, но и большую виртуальную аудиторию по всему миру. Его песни продолжают жить каждая своею судьбой, рассказывая о любви, надежде, мечте, о нас, о России.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Пролистать наверх